Все так же модно было носить по два-три браслета на каждой руке. Типичны были золотые браслеты, по плетению похожие на корабельный канат - солидные с виду, но на самом деле легкие, а также подвижные золотые ленты с ювелирным центральным звеном или застежкой (ил. 243, 244, 247-249).
Интерес к эпохе Ренессанса выразился в появлении браслетов из прямоугольных звеньев с эмалью, часто ажурных, украшенных самоцветами, а также золотых и эмалевых запястий скульптурной формы (ил. 258).
Греческое и этрусское влияние привело к появлению браслетов с прямоугольными золотыми пластинами, украшенными тончайшей грануляцией и витой проволокой, браслетов с эмалями, старинными монетами и камеями в простых золотых оправах, а также браслетов из звеньев-розеток (ил. 252-255, 264).
Самым модным украшением для рук в 1870-х годах стали так называемые «запястья». Обычно «запястья» изготавливались в форме широкой золотой ленты, в центре которой располагался круглый, обычно отстегивающийся, декоративный мотив с самоцветами или эмалью, либо полностью усыпанный кабошонами или камнями с огранкой (ил. 262, 263 и 265). Широкие золотые «запястья» 1860-х годов могли быть покрыты гравировкой с ассирийскими или греческими узорами; успешно использовались также эллинистические мотивы в виде головы овна. Лицевую часть «запястий» в археологическом стиле часто украшали римские мозаики (ил. 267).
Замкнутые и незамкнутые «запястья» с бриллиантами и жемчугом в сочетании с полудрагоценными камнями обычно были шире, чем похожие по дизайну «запястья» последних двух десятилетий XIX века, с несколькими рядами жемчужин и самоцветов.
245. Золотой браслет с бирюзой и бриллиантами, в футляре от «Ханта и Роскелла». Ок. 1860-1870. В то время к браслетам часто прикрепляли подобные подвески, однако очень немногие из них сохранились в первозданном виде. Обратите внимание на «калиброванные» кусочки бирюзы.
246. Золотой браслет с рубинами, черным жемчугом и бриллиантами работы Морела. 1858. Очень редкий и нетипичный пример сочетания камней и полностью золотой оправы. Узор в виде решетки оставался популярным на протяжении двух десятилетий.
247. Золотой браслет с бирюзой и бриллиантами. Ок. 1860-1870. Еще один пример браслета со звеньями «гофре» и отстегивающимся центральным элементом; по бокам центрального кластера можно заметить застежки, позволяющие снимать боковые элементы.
250. Браслет с карбункулами (альмандиновый гранат) и бриллиантами, в футляре от «Ханта и Роскелла». Ок. 1865. Звенья из резных карбункулов сзади оправлены золотом, что добавляет изделию прочности и усиливает светоотражение.
248. Золотой браслет с эмалью и самоцветами, в центре - изнаночная инталия из аметиста с изображением льва. Ок. 1865-1870. Изнаночную инталию называют также негативом камеи; сюжет вырезается с оборотной стороны камня, поэтому с лицевой стороны камень выглядит цельным. Эмалевое обрамление в хольбейнском стиле. Браслет в форме золотой ленты иначе назывался «жаретьер» (подвязка).
249. Браслет-жаретьер из золота с бирюзой и бриллиантом. Ок. 1865.
251. Украшения из золота с микромозаиками работы Кастеллани. Ок. 1870. Девять медальонов, составляющих браслет, посвящены христианским символам в византийском стиле. На броши мозаичный узор подчеркнут золотой нитью. Кастеллани прилагал много усилий к развитию искусства мозаики, поэтому в его изделиях мозаики выполнены с редкой тщательностью.
252. Золотой браслет работы Кастеллани. Ок. 1860. Каждое звено браслета в виде типичного для Кастел-лани мотива, который он использовал и в брошах (ил. 191). Фотография оборота одного из звеньев показывает, что каждое звено подписано и снабжено петлями, позволяющими носить их по отдельности как броши. На фотографии лицевой части отдельного звена видны сильные повреждения, что значительно снижает цену изделия.
253. Золотой браслет работы Кастеллани, но в значительно лучшем состоянии. Ок. 1860.
254. Золотой браслет с инталиями из поделочного камня работы Пьерре из Рима в археологическом стиле. Ок. 1860. Можно с уверенностью утверждать, что все инталии неоклассические (нач. XIX в.), кроме той, что вырезана из гематита (вторая сверху) - это современная замена утраченного элемента.
255. Золотой браслет с мелким жемчугом и сердоликом работы Кастеллани. Ок. 1860-1865. В данном изделии Кастеллани использовал старинные камни. Обратите внимание на их обрамления с витой проволокой и грануляцией.
256. Золотой браслет с эмалью, рубинами, агатами и бриллиантами работы Карло Джулиано, подпись «C.G.». Ок. 1865. Этот восхитительный браслет подчеркивает мастерство Джулиано в использовании черно-белой эмали и резных агатов. Нехарактерной для работ Джулиано этого периода является приглушенная цветовая гамма и экономное использование мелких рубинов.
257. Раздвижное «запястье» из золота с эмалью и самоцветами работы Карло Джулиано, подпись «C.G.». Ок. 1865. Изумительный пример детализированных эмалей Джулиано, которые крайне мало кому удавалось повторить. Кабошон из зеленого циркона, скорее всего, выбран из-за его необычного цвета, а не из-за стоимости, как и два карбункула (альмандиновые гранаты). Выбери мастер изумруды и рубины, и изделие стало бы гораздо более дорогим.
258. Золотой браслет с эмалью и самоцветами работы Карло Джулиано, подпись «C.G.». Ок. 1870. Типичный пример хольбейнского дизайна, практически не оставляющий сомнений в авторстве изделия. Остроугольные оправы-ободки напоминают о XVI в., как и разноцветная эмаль, однако оригинал времен Ренессанса был бы гораздо более низкого качества.
259. Золотой браслет с эмалью, коричневыми цирконами и зелеными бериллами работы Карло Джулиано, подпись «C.G.». Ок. 1870. Джулиано снова отдает предпочтение полудрагоценным камням из-за их цвета, хотя другие ювелиры постарались бы увеличить стоимость изделия, использовав изумруды и бриллианты. Обратите внимание на изысканный готический дизайн.
260. Золотой браслет с использованием шести пластин «шакудо». Ок. 1875. В середине 1870-х в Европе стало модным вставлять японские миниатюры из металла в ювелирные украшения.
261. Бриллиантовый браслет. Возможно, ок. 1870-1880. Крупный камень в центре огранен по новой технике, в отличие от громоздких камней по бокам.
262. Золотое «запястье» с изумрудами и бриллиантами. Ок. 1870-1875. Обратите внимание на куполообразный центральный элемент, украшенный звездой и полумесяцем. Одновременное использование изумрудов и бриллиантов нехарактерно для украшений подобного типа.
263. Раздвижной браслет из золота с бирюзой и бриллиантами. Ок. 1870. Такой незамысловатый дизайн с раздутой лицевой частью оставался популярным в течение некоторого времени.
264. Золотой браслет работы Кастеллани в этрусском стиле со скарабеями из сердолика, скопированными с египетских оригиналов, украшенный витой проволокой и грануляцией. Ок. 1860.
265. Раздвижное «запястье» из золота с карбункулом (альмандиновый гранат) и бриллиантами. Ок. 1865. Типичные для этого периода мотив подвязки и гранат с инкрустированной бриллиантовой звездой.
266. Золотое «запястье» с аметистом и эмалью работы Филлипса с Кокспур-стрит, в археологическом стиле. Ок. 1870. В центре - инталия из аметиста с поддельной подписью Амфороса, сделанной греческими буквами. Ранее инталия была частью коллекции резных камней князя Станисласа Понятовского (1754-1838), в которую входил 2601 камень, причем примерно 1600 из них были подписаны именами греко-римских резчиков. Несмотря на сомнение в подлинности ее экземпляров, коллекция была продана Домом «Кристи» в Лондоне в 1839 г. У князя Понятовского работали такие знаменитые резчики, как Пичлер, Цербара и, возможно, Джирометти. На увеличенном снимке «запястья» отчетливо видно клеймо Филлипса, состоящее из двух «Р».
267. Откидной браслет из золота с римской микромозаикой. Ок. 1880. Устранение повреждения на мозаике стоит очень дорого, скорее всего, повреждение будет прогрессировать.
Такие браслеты были очень популярны в 1870-х гг., и до наших дней их сохранилось немало. Качество работы по золоту и микромозаики варьируется от грубого до превосходного, как в данном случае. Экземпляр на ил. 267 находится примерно посередине. Микромозаика, изображающая Аполлона на солнечной колеснице в окружении Часов и с Авророй впереди, воспроизводит фреску, написанную Гвидо Рени приблизительно в 1612 г. в палаццо Паллави-чини Роспиглиози в Риме.